Гуна-Вада

Школа Аватара-Вада рассматривает гуны со своей специфической точки зрения. Рассмотрение гун с точки зрения добра и зла в школе Аватара-Вада считается недопустимым. Так как все создано в мире Богом и представляет собой Любовь, то главное троичное деление мира не может соревноваться между собой в чем-либо.

В концепции Аватара-Вады гуны равны между собой как представители троичности мира, и как варны призваны не занижать одна другую, так же и гуны всего лишь регулируют друг друга в эволюционных процессах Вселенной.

Схема гун

Вид Качества реализованности Качества
разбалансированности
Физическая
разбалансированность
Саттва Ласкающая.
Природные явления - вода, дожди, озера, реки, моря, океаны.
Цвет - белый + нежные оттенки голубого и зеленого, синий
- Нежность,
- умиротворен-
ность,
- скромность,
- тактичность,
- ласковость,
- внимательность,
- чуткость,
- душевная глубина и загадочность.
- Апатия,
- боязливость,
- неуверенность,
- тревожность,
- напряженность,
- излишняя ранимость,
- закомплексованность,
- астения.

 
- Утомляемость,
- потеря аппетита,
- спазмы мышц,
желудка, кишечника, колиты,
- запоры и поносы,
- скопление газов,
- поясничные боли,
- менструальные боли,
- мочеполовые расстройства,
- плохое усвоение питательных веществ, истощение тканей,
- потрескавшиеся губы, сухая, шершавая кожа,
- гипертония,
- бессонница,
- головные боли,
- аритмия,
- нарушение
кровообращения,
- дефекты речи,
- сухой кашель,
- болезни горла и ушей,
- нервные стрессовые расстройства.
Саттва Проникающая.
Природные явления - воздух, ветер, небеса.
Цвет - белый + нежные оттенки розового, фиолетового, абрикосового, темно-синий, все оттенки голубого
 
- Радостность,
- улыбчивость,
- проникновен-
ность,
- энергичность,
- яркость и живость восприятия,
- легкость в общении,
- оптимизм.
- Нетерпеливость,
- озабоченность,
- беспокойство,
- рассосредоточенность,
- писсимизм,
- психоз.
Саттва Священная. Природные явления - свет от огня, ореол всех светящихся предметов.
Цвет - ослепительно белый
- Изысканное величие,
- лучистость,
- озаренность,
- справедливость.
Отсутствуют Отсутствуют
Тамас Внутренний (вязкий). Природные явления - глина, ил, трясина.
Цвет - черный + темные оттенки зеленого, серый, коричневый
- Уверенность,
- надежность.
- Усталость,
- оцепенение,
- депрессия.
- Избыточный вес,
- замедленное пищеварение,
- высокий уровень холестерина в крови,
- тяжесть в конечностях,
- размягчение суставов,
- различные боли в суставах,
- серьезные нарушения работы сердечной мышцы,
- сонливость,
- аллергии,
- хриплое дыхание,
- потеря вкуса и обоняния и всех органов чувств сразу,
- астма,
- отеки,
- насморк,
- гайморит,
- воспаление слизистых оболочек,
-панкреатиты,
- диабет,
- гормональный дисбаланс.
Тамас Внешний (рассеивающий). Природные явления - песок, сухая пыль, барханы.
Цвет - черный + светлые оттенки желтого, коричневого и серого
- Ненавязчивость,
- незациклен-
ность,
- дружелюбно-отрешенное спокойствие,
- решительность.
- Скука,
- безразличие ко всему или болезненная привязанность,
- замедленное принятие решений.
Тамас Величественный (безграничный). Природные явления - чернозем, минералы, горы.
Цвет - черный + темные оттенки коричневого, серого, платиновый, золотой
- Властность,
- размеренность,
- аристократизм.
- Жадность,
- упрямство,
- медлительность,
- косность мышления,
- хамство,
- черствость.
Тамас Священный. Природные явления - солнце, звезды.
Цвет - ослепительно черный
- Подавляющее величие,
- монументаль-
ность,
- могуществен-
ность,
- царственность.
Отсутствуют Отсутствуют
Раджас Превосходства. Происхождение - Ласкающая Саттва + Внутренний Тамас.
Природные явления - мороз, лед, снег, все очень холодное.
Цвет - красный + любые еле уловимые бледные оттенки
- Изысканность,
- утонченность во вкусах и манерах.
- Повышенная критичность и требовательность по отношению к окружающим. - Различные воспалительные процессы на коже: сыпи, фурункулы, язвы, рак кожи,
- различные заболевание глаз, покраснение белков,
- различные сердечные заболевания,
- амнезии,
- булимия,
- жажда,
- изжога,
- повышенная кислотность,
- язвенные болезни внутренних органов,
- либо слишком слабое, либо слишком сильное пищеварение,
- желтуха,
- болезни печени,
- анемии,
различные заболевания крови.
Раджас Безразличия. Происхождение - Проникающая Саттва + Внутренний Тамас.
Природные явления - жара, костер, все очень горячее.
Цвет - красный + яркие оттенки желтого, оранжевый
- Невозмутимость,
- мудрая отрешенность.
- Бесчувственность,
- эгоизм,
- полный эгоцентризм,
- нарциссызм,
- сексуальный садомазохизм,
- циничность.
Раджас Изучения. Происхождение - Проникающая Саттва + Внешний Тамас.
Природные явления - скорость, взрыв.
Цвет - красный + фиолетовый, спокойные оттенки желтого
- Наблюдатель-
ность,
- острое внимание и фотографи-
ческая память.
- Обидчивость,
- нетерпимость,
- язвительность и ехидство,
- насмешливость.
Раджас Подчинения. Происхождение - Ласкающая Саттва + Величественный Тамас.
Природные явления - тяжесть.
Цвет - красный + бордовый
- Заботливость,
- готовность брать на себя ответственность за кого-то.
- Давление на окружающих,
- гнев.
Раджас Наказания. Происхождение –Проникающая Саттва + Величественный Тамас.
Природные явления - все острое.
Цвет - красный + серебристый
- Воспитательные способности,
- умение преподносить информацию,
- умение говорить нет, когда это необходимо.
- Враждебность,
- агрессивность,
- вспышки злобы,
- тяга к физическому насилию без сексуальной окраски.
Раджас Священный. Природное явление - магма. Цвет - багряно-красный - Завораживаю-
щее, стихийное величие.
Отсутствуют Отсутствуют

Обычно в восточной философии Саттва представлена как нечто особенно положительное, созидательное, действующее в диапазоне белого цвета. Раджас представлен как необходимые силы разрушения в природе, без которых невозможны эволюционные процессы. Раджас действует в диапазоне красного цвета.

Но что касается Тамаса, то общепринято приравнивать его к стоячему болоту. Такая точка зрения происходит опять-таки с позиций деления мира на добро и зло.

На самом деле Тамас является очень важной гуной, стабилизирующей и связывающей порывы других гун.

Как обычно, это четче всего просматривается на общении людей:

Человек саттватик - любит белые и светлые оттенки в одежде, доброжелательный, легкий в общении, улыбчивый, особая отличительная черта - искрящаяся ласковая улыбка.

Человек раджасист - любит яркие тона в одежде, обладает яркими чертами лица и характера, искрометен, энергичен. Особая отличительная черта - слегка хищноватая улыбка.

Человек тамасист - любит темные оттенки, особенно черный цвет. Обычно спокоен, неэмоционален, особая отличительная черта - характерная глубокая полуулыбка, не выражающая эмоций, и ровная при этом посадка головы.

Но эти характерные особенности никак не отражаются на способностях человека любить, сострадать, познавать мир.

Принадлежность человека к той или иной гуне больше предсказывает поведенческие внешние реакции, чем глубокие внутренние эмоции и переживания.

Так, мягкий, спокойный саттватик прекрасно может найти общий язык и с властным тамасистом, и с яростным раджасистом.

У тамасиста с раджасистом отношения могут сложиться хорошо, если тамасист по заслугам оценивает бурную энергию раджасиста, а раджасист принимает лидерские способности тамасиста.

Саттватик часто нуждается в силе и поддержке тамасиста, защите его от излишнего общения с людьми, желающими пообщаться лишний раз с саттвой. Раджасист тоже может служить охраной саттватику от лишнего общения, только если сам не станет причиной бед для саттватика своим излишним пылом. В идеале отношения должны строиться на любви и уважении людей разных гун. Важно при этом, чтобы человек был хорошо реализован в своей гуне, тогда и саттватику не нужна защита. Он сам знает, кому и сколько дать того положительного созидательного заряда, что хранится у него в душе.

Реализованный раджасист будет зажигать своей энергией, но никогда не будет использовать бьющий поток своей энергии на то, чтобы обидеть кого-либо или как-то задеть, уколоть и т. д. Хорошо же реализованный тамасист быстро становится лидером в социуме или в организации деятельности, и ему уже не нужно самоутверждаться за счет подавления кого-либо.

Вообще, хорошая реализация в гуне дает человеку спокойствие, уверенность и умиротворенность глубоко в душе, а на внешнем плане - соответствие своей гуне. Нереализованность же в гуне делает все наоборот: неадекватность внешнего проявления и отсутствие внутреннего спокойствия. Так, плохо реализованный саттватик может выглядеть внешне агрессивным или, например, совершенно неэмоциональным, при этом и то, и другое рождает у него внутреннее беспокойство.

Плохо реализованный раджасист может казаться беззащитным, забитым, что рождает внутреннюю агрессию. Хорошо же реализованный раджасист внутри спокоен, каким бы бурлящим не выглядел внешне.

Нереализованный тамасист иногда может выглядеть слишком застенчивым, но чаще всего он похож на беспокойного раджасиста. Внутри при этом у тамасиста рождается чувство беспокойства, неуверенности, самонеудовлетворенности.

Определяя человека по гуне, надо чувствовать его внутреннее состояние и возможности. Внешние проявления часто связаны не с врожденной принадлежностью к той или иной гуне, а с воспитанием, привычками, которые часто не соответствуют внутренней индивидуальности человека. Поэтому определение гуны человека - очень важная, ответственная и трудная задача, лучше всего удающаяся Царствующим брахманам, учителям и правящим.

Лучше всего гуны проявляются во взгляде и улыбке. Глаза действительно являются зеркалом души, и для тех, кто умеет по ним читать, определить гуну не так уж сложно.

Человеку самому для себя очень важно знать свою гуну, это дает огромную возможность разобраться в самом себе, в соответствии и уравновешенности своего внутреннего и внешнего миров.

Поэтому, определяя гуну человека, недостаточно взвешивать, каким цветам он отдает предпочтение, как ведет себя в общении. И то, и другое может быть продиктовано привычками, воспитанием, стереотипами мышления. Нужно почувствовать внутреннее состояние, устремление каждого человека. То состояние, которое ищет душа человека для своего умиротворения.

Кроме того, важно помнить, что гуны постоянно взаимодействуют между собой и переливаются в каждом человеке, поэтому спокойный, доброжелательный саттватик при неординарных ситуациях может стать неэмоциональным, как тамасист; другое дело, что за этими проявлениями все равно будет чувствоваться дыхание саттвы, все остальные вспышки будут проходить как бы на ее фоне. Точно так же обстоит дело с тамасистами и раджасистами.

Если давать обобщающее определение гунам, то можно это сделать следующим образом:

 

Саттва - качество или образ действия, света, уравновешенности мира; сила созидания переводится в виде гармонии, счастья.

Раджас - гуна активного действия страсти и желания; сила динамического движения переводится как качество усилия и борьба, страстного желания и действия.

Тамас - тьма, качество или образ инерции, которая и является связующим и стабилизирующим звеном между сильно активным созиданием и слишком активным разрушением. Только тамас способен перераспределить эти процессы благодаря своему свойству вводить время в оцепенение.

По гунам можно определять не только людей, но различные проявления природы, запахи, звуки, оттенки, вкусовые ощущения. Это дает много ключей к пониманию мира, к здоровью, правильному питанию, правильному оформлению интерьера и т. д.







 




Никакая часть материалов этого сайта не может быть использована без согласования с автором сайта.
Об ошибках в отображении сайта и ваших пожеланиях, пожалуйста, сообщите разработчику сайта.
"РИТ’АМ" 2005-2010
13/11/2011

13 ноября на «14-й Киевской международной книжной ярмарке «Мэдвин: Книжный мир – 2011» в 11:00 пройдет презентация книги Эль АНУКО «Эльфийский путь счастья» (стенд издательства Вадима Карпенко).

Анонс книги:
Впервые с незапамятных времен, когда люди стали думать и мечтать об эльфах, читатель этой книги приглашен заглянуть в «святая святых» — мир эльфийских жрецов...
На чем выросло могущество бессмертной расы эльфов, какую глубинную философию хранят их души, и что может взять раса людей из этих таинственных знаний для того, чтобы каждый человек смог стать счастливее. Это открывает первая книга серии «Жрица».
То, о чем еще никто и никогда не слышал на Земле.

На сайте представлены выдержки из этой книги. 

Адрес выставки: ул. Физкультуры, 1, экспоцентр «Спортивний» (ст. м. "Олимпийская")